ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053 - 1125) — Великий князь киевский [1113 - 1125], полководец, дипломат, писатель (см. статью Княжество).
   Сын князя Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IV Мономаха, Марии. Прозвище получил в наследство от матери.
   Правил в Ростове, Смоленске, Волыни, Чернигове и Переяславле.
   В 1076 г. совершил поход в Силезию и Чехию.
   В 1077 г. участвовал в войнах Всеволода с Всеславом Полоцким.
   В конце 1070-х - начале 1090-х гг. совершил 12 успешных походов против половцев, а в 1080 г. – против торков (тюркское племя).
   С 1093 г. Мономах – союзник великого князя Киевского, Святополка Изяславича.
   Принимал участие во всех его боевых походах.
   Участвовал в княжеских съездах, в Любече (1097) и Уветиче (1100).
   В 1096 г. ряд половецких ханов, договорившись совершили большой поход на Русь.
   В. Мономах разбил у Зарубинского брода на Днепре хана Тугоркана.
   В 1107 г. вместе с другими русскими князьями разгромил хана Боняка.
   В бытность В. Мономаха киевским князем Русь переходит от защиты к наступлению, и к началу 1120-х г. северные кочевья половцев от границ Руси откочевали на Северный Кавказ.

   Заслуженную славу выдающегося политика, законодателя и военачальника князь сочетал с незаурядным литературным дарованием.
   В Лаврентьевской летописи 1096 г. сохранились его произведения: «Поучение ... детям или к иным, кто прочтёт» (автобиография ветерана 83 «великих походов», последний из которых датирован 1117); увещевательное письмо князю Олегу Святославичу; молитва.
   Для курской истории эти памятники древнерусской литературы особенно важны вторым (после «Жития Феодосия Печерского») упоминанием Курска в письменных источниках. О нем князь говорит в связи со своим первым походом — «...с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошёл сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошёл к Курску...».
   Не датированное источником прямо, это событие, по расчётам исследователей памятника, могло состояться около 1066–1068 гг.
   Анализ данного известия в контексте политических реалий удельной Руси того времени позволяет историкам уточнить место курского «стола» (княжения) в геополитической системе Древнерусского государства.
   При описании Владимиром Мономахом своих войн с половцами им упоминаются так называемые семцы, семечи, в которых некоторые комментаторы (в частности, Д. С. Лихачев) усматривают «жителей по реке Семи», то есть по Сейму.
   Если это предположение состоятельно, то «Посеймье» является действительно территорией племенного княжения восточных северян, завоёванных Киевом в несколько этапов — при Олеге, Святославе, Владимире Святом и, окончательно, при Ярославе Мудром.
   Владимир Мономах упоминает ещё одну курскую реалию — город Римов, позднее погибший под ударом половцев.

   Соч.: Поучение Владимира Мономаха // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. Х — нач. XII вв. М., 1978.

   С. П. Щавелёв

   Ист.:
   Орлов А. С. Владимир Мономах. М. — Л., 1946;
   Михайлова И. Б. Курск и Курское Посеймье в домонгольский период истории // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Нижний Новгород. 1993;
   Амелькин А. О. Сведения о Курске XI-XII вв. в древнерусской книжности // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. М.-Курск, 1994;
   Раздорский А. И. О возникновении княжеского стола в Курске //Деснинские древности. Брянск. 1995;
   Щавелев С. П. Курское Посеймье в «Поучении» Владимира Мономаха //Россия и Украина на пороге XXI века. Воронеж, 1997.

На главную страницу